Пробелы в образовании юридического лица

Пробелы в образовании юридического лица

Получать рассылку
Вам нужно знать последние изменения законодательства, в сфере регистрации и перерегистрации юридических лиц, ликвидации фирм, товарных знаков.
Своевременно привести свои учредительные документы в соответствии с законом.

Пробелы в образовании юридического лица

Пробелы в вопросах регистрации предприятия или его реорганизации остаются одной из самых сложных проблем в отечественном корпоративном законодательстве. Благодаря им мошенники получают возможность незаконно вносить изменения в статус компании, что приводит не только к рейдерским захватам, но и к выводу активов. Еще в 2006 году Минэкономразвития ставило задачу внести в закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устраняющие эту проблему изменения. Однако они не приняты до сих пор.

Недоуполномоченные налоговики

В настоящее время у российских регистрирующих органов фактически отсутствует право приостанавливать процедуры регистрации и реорганизации юридических лиц даже в случае выявленных злоупотреблений.

Территориальные инспекции налоговой службы ведут государственный реестр юридических лиц, принимают документы для внесения изменений в реестр и вносят таковые при необходимости. Однако на практике у налоговой службы отсутствует право проводить экспертизу подлинности документов даже при видимых противоречиях. Регистрирующий орган не может установить ни факт достоверности сведений в документах, ни факт наличия у лица, предоставившего заявление, полномочий на это.

"Эти нюансы порождают многочисленные злоупотребления и внутрикорпоративные конфликты", — говорится во втором национальном докладе по корпоративному управлению Национального совета по корпоративному управлению (НСКУ).

Наиболее распространенным из них, по словам руководителя практики финансовых расследований компании "ФБК-Право" Александра Сотова, является предоставление фиктивных подписей юридических лиц, что позволяет злоумышленникам использовать незаконные схемы реорганизаций компаний и вывода активов. "Статистики такого рода правонарушений не существует, но возникают они постоянно", — говорит он.

Кроме того, злоумышленники часто регистрируют учредительные документы в редакции, которая фактически не принималась юридическим лицом. "Неоднократно имели место случаи предоставления на регистрацию протоколов общих собраний, в которых несоответствие подписей было очевидно даже без экспертиз, однако регистрирующий орган вносил эти изменения в реестр", — признается в докладе НСКУ.

Отсутствие права регистратора на экспертизу подлинности документов и подписей, а также права приостанавливать процедуру ставит в группу риска и руководство компаний, и их инвесторов. При таком положении вещей ни те ни другие не могут быть уверены, что их права и обязанности не окажутся неожиданно изменены новой редакцией учредительных документов. Эксперты НСКУ признают этот пробел в законодательстве способствующим практике рейдерских захватов.

Антирейдерский пакет — не панацея

Прошедший в начале июля третье чтение в Госдуме антирейдерский проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)" проблемы недостатка полномочий налоговых органов при регистрации и реорганизации не решает. Дело в том, что он посвящен вопросу процессуального урегулирования корпоративных конфликтов. В то же время уже сейчас очевидно, что рейдеры становятся все более и более изощренными в своих действиях, эффективно используя в том числе и несовершенство законодательной базы в области регистрации и реорганизации компаний. "Наряду с необходимостью принятия антирейдерского пакета и других законов, регламентирующих разрешение корпоративных конфликтов, необходимо внести изменения в законодательство, регулирующее регистрацию и реорганизацию предприятий", — уверен глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, автор внесенных в феврале в парламент поправок, призванных усовершенствовать "механизмы учреждения и ликвидации коммерческих организаций".

В частности, он предложил в целях противодействия рейдерским захватам и деятельности фирм-однодневок ввести запрет регистрирующим органам проводить регистрацию (реорганизацию), если от фирмы действует лицо без лицензии, признанное дисквалифицированным.

По мнению депутата, вопрос регистрации предприятий — фундаментальный для всего корпоративного права. "Еще 20 лет назад в России существовали только государственные предприятия, то есть действовал разрешительный порядок регистрации, — поясняет он. — Либерализовав экономику, мы перешли к уведомительному порядку регистрации, в результате чего и проявились проблемы".

Однако будет ли принят предложенный депутатом законопроект, пока остается вопросом. Предложения расширить полномочия налоговой службы при регистрации предприятий звучали и ранее — в 2007— 2008 годах. "Тогда после отрицательных отзывов правительства, Высшего арбитражного суда и профильного комитета Дума сняла законопроект с рассмотрения", — говорит эксперт службы правового консалтинга компании "Гарант" Иван Михайлов. Во внесенном же в этом году законопроекте возражения вызывают нормы, которыми предусмотрены дополнительные основания для отказа в госрегистрации при предоставлении "недостоверных сведений", говорит юрист.

Елена Мельникова
Источник: GZT.ru


Возврат к списку

Отзывы от клиентов

Впервые и только мы!
Подготовили для вас более 250 видео-отзывов
о работе нашей компании

Посмотреть все видео-отзывы

    Оставьте заявку!

    Отправьте заявку для получения подробной информации
    и лучшего ценового предложения.
    Сравните наши условия!


    Или позвоните сами