Как зарегистрировать товарный знак
<i>13.03.2006 | </i>
<p><font class="text">Производители товаров или услуг заинтересованы в том, чтобы потребитель мог отличить и запомнить конкретный товар (услугу) и фирму, которая его производит. Для этой цели фирма (предприниматель) использует товарный знак. По-другому его еще называют торговой маркой или торговым знаком. Иногда используют более широкое понятие - брэнд.
<br />
<br />
Товарный знак - это словесное, изобразительное или объемное обозначение продукции. Например, "Домик в деревне" - словесное, трилистник фирмы "Adidas" - изобразительное, а форма стеклянной бутылки фирмы "Coca Cola" - объемное обозначение.
<br />
<br />
Торговый знак может быть смешанным, то есть иметь словесное, изобразительное и объемное обозначение одновременно. Например, у производителя молочных продуктов "Домик в деревне" торговая марка кроме словесного обозначения имеет изображение домика и пожилой женщины.
<br />
<br />
Кроме этого, товарный знак может быть в виде звукового, светового или какого-нибудь другого обозначения.
<br />
<br />
Чтобы фирменное обозначение товара не могли использовать другие предприниматели, необходимо зарегистрировать товарный знак в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС). Он является структурным подразделением Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
<br />
<br />
Регистрация товарного знака проходит в несколько этапов: </font></p>
<ul><font class="text">
<li>создание товарного знака; </li>
<li>подготовка и подача заявки на регистрацию; </li>
<li>формальная экспертиза; </li>
<li>экспертиза заявленного обозначения. </li>
</font></ul>
<font class="text"><b>Создание товарного знака</b>
<br />
<br />
Чтобы процесс создания фирменного знака не прошел впустую, нужно знать, какие требования к нему предъявляет закон.
<br />
<br />
Знак может состоять из одного или нескольких слов, букв, цифр, рисунков, эмблем, подписей. Он может иметь несколько цветов или их комбинаций.
<br />
<br />
Товарный знак не должен состоять только из одних элементов слов или изображений, которые: </font>
<ul><font class="text">
<li>вошли в общее употребление, чтобы обозначать товары определенного вида (например, вы не сможете зарегистрировать торговый знак, который состоит из одного слова "палас", если продукция фирмы действительно представляет собой такое напольное покрытие); </li>
<li>являются общепринятыми символами и терминами (например, чаша со змеей для медицины, шестерня для машиностроения, слова "ампер", "катет" и т.п.); </li>
<li>характеризуют товары по месту, времени, способу производства (например, описательное название "Владимирские краски"); </li>
<li>указывают на их вид, качество (например, слова "люкс", "супер" и т.п.), состав или материал сырья ("монолит" - для железобетонных конструкций); </li>
<li>представляют собой форму товаров, которая определяется исключительно их назначением (например, нельзя зарегистрировать товарный знак в форме кинескопа телевизора, если фирма выпускает кинескопы, потому что их форма обусловлена техническими характеристиками). </li>
</font></ul>
<font class="text">Все эти ограничения содержит Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
<br />
<br />
Кроме того, товарный знак не зарегистрируют, если он: </font>
<ul><font class="text">
<li>вводит потребителя в заблуждение в отношении качества товара (например, в названии используется слово "масло", а под оберткой находится маргарин), </li>
<li>совпадает полностью или в большей части с уже зарегистрированным знаком, </li>
<li>включает элементы исключительно государственных гербов, флагов, эмблем, полные или сокращенные названия государственных и международных организаций; </li>
<li>имеет близкое сходство с особо ценными историческими или культурными памятниками России (вряд ли зарегистрируют торговый знак "Лев Толстой", если только вас действительно так зовут); </li>
<li>состоит из такого же названия, как у широко известного произведения науки, литературы или искусства. </li>
</font></ul>
<font class="text"><b><i>Пример</i></b> Фирма "Спектра" решила выпускать одежду под торговой маркой Valentin. Но в регистрации этого знака ей было отказано, потому что он сходен с широко известной торговой маркой Valentino.
<br />
<br />
Полный перечень оснований для отказа в регистрации торгового знака содержат статьи 6 и 7 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и "Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" (утверждены Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32).</font>