Сообщество предпринимателей не одобрило новый закон о проверках
Представителями бизнеса выражено недовольство проектом закона, предусматривающим надзор и контроль за ведением бизнеса. Как считают бизнесмены, законопроект имеет серьезные недоработки, налицо признаки «репрессивности» документа, который не предоставляет бизнесменам никаких гарантий при проверках. Бизнес-омбудсмен Борис Титов именно так отозвался о новом законопроекте, оставив отзыв в подкомиссии Правительства, занимающейся реформой законодательных актов о надзорных и контрольных мероприятиях. Михаил Абызов, куратор подкомиссии, сделал заявление «Ъ», в котором разъяснил, что документ будет дополнительно рассмотрен и доработан.
В Минэкономики был разработан данный законопроект, в котором регулировались федеральный, муниципальный и региональный контроли в РФ. Однако до настоящего времени документ не уточнен с бизнесменами, которые и представляют основной контролируемый объект. Предложения бизнеса не нашли отражения в данном проекте, так, как ведомство-разработчик их просто проигнорировал. Так Борис Титов выразил мнение представителей бизнеса в обращении к главе подкомиссии Абызову. Из отзыва Титова, в котором учтены мнения «Опоры России, РСПП, «Деловой России», ТПП отмечено «репрессивное направление» документа.
В законопроекте отмечено создание удобных условий для контролирующих органов, которым позволено задействовать исполнение следственных действий, предоставляемых уголовным правом. В письме Титова, в качестве примера, приведена ситуация, когда контролирующие органы при проверке проводят изъятие документов в оригинале. В сложившейся ситуации вполне возможно повреждение имущества, принадлежащего юрлицу или ИП.
Недовольство бизнесменов выражается в отсутствии гарантированной защиты от неправомерных проверочных мероприятий. Инициаторами письма отмечено, что документ предполагает, в отдельных случаях, проведение проверочных мероприятий чаще одного раза в три года. Следуя опыту иностранных компаний, необходимо ввести риск-ориентированный подход, когда строгость надзорных мероприятий определяется исходя из характера работ, а также предусматривается возможный причиненный предприятию, ущерб. При таком подходе плановые проверки лучше всего исключить из практики вообще.
Документ предусматривает и проведение повторных проверочных действий, проводимых по одному вопросу. Это создает условия для злоупотреблений контролирующих органов.
Владельцами бизнесов отмечено, что в проекте значительно ограничивается перечень грубых нарушений, допускаемых проверяющими органами, но ставших защитными для предпринимателей. К примеру, в списке отсутствует такой вида нарушения, как уведомление компании о проведении и плановых, и внеплановых проверок. Не отмечено в специальном плане проверок и выездные проверки без предварительного согласования с органами прокуратуры.
Бизнес отмечает и недоработки в самой системе. Скептицизм у бизнесменов вызван информацией о том, что создание данной системы предполагает принять более 60 различных актов.
Законопроект проверяли и в экспертном совете при правительстве, который тоже дал рекомендации по доработке документа.
По словам Михаила Абызова, 27 июля проект будет снова рассматриваться на совещании подкомиссии, и будет выработан план его доработки.