Налогоплательщики получат инструмент для выявления фирм-однодневок

Получать рассылку
Вам нужно знать последние изменения законодательства, в сфере регистрации и перерегистрации юридических лиц, ликвидации фирм, товарных знаков.
Своевременно привести свои учредительные документы в соответствии с законом.

Налогоплательщики получат инструмент для выявления фирм-однодневок

Бизнесу станет доступнее проверять, не представляют ли его контрагенты фирмы-однодневки. Соответствующий сервис разрабатывается специалистами ФНС. По оценкам, сделанным экспертами, это поможет значительно снизить растущий объем по налоговым претензиям.

В ФНС планируют создание электронного сервиса, с помощью которого пользователи смогут определить, не числятся ли их контрагенты в фирмах-однодневках. Нововведение прокомментировали три источника, которые знакомы с ходом подготовки и внедрения проекта. По их информации, в основе сервиса лежит система по налоговым рейтингам, присваиваемых всем субъектам, осуществляющим экономическую деятельность.
Руководствуясь присвоенными рейтингами при выборе контрагентов, юрлица и предприниматели получат возможность снизить риски по доначислению им налогов, возникшие из-за того, что их контрагентов отнесли в категорию компаний, не ведущих реальной деятельности.

По словам одного из источников, в последнее время все больше участились случаи по признанию налоговиками НДС на приобретенные товары и услуги у таких компаний как излишне возмещенные, а также признаны неправомерными действия по отнесению налога на прибыль в статью расходов.  

В ФНС подтвердили эти планы, разъяснив, что в рамках проведения реформы по контрольно-надзорной деятельности в ведомстве запланировали создать электронный сервис по скорингу налогоплательщиков, а также отражению различных профилей по рискам для организации предпринимательством самостоятельной оценки налоговых рисков. Таким образом, в ФНС реализуется проект управления средой администрирования и требованиями.

В службе уточнили, что в данный момент сервис находится на стадии разработки необходимых функциональных требований, в т. ч. по срокам реализации продуктов и их методологии. Более детальные комментарии не представлены.

Эксперты отмечают, что расширенные возможности налогоплательщиков относительно проверки партнеров, особо актуальны на фоне роста количества претензий со стороны налоговиков.

Налоговый юрист, взяв за основу данные ФНС, подсчитал, что в 2016 г наблюдалась тенденция к росту эффективности проверок, проводимых налоговыми. Статистика показала что их количество снизилось, но результативность возросла. Так, за 2016 год по Москве проведено 1829 проверок, а за 2015 г - 2393. Количество уменьшилось почти на 25%, но средняя цифра по доначислениям по одной компании возросла более, чем в два раза - с 18,3 млн. руб. за 2015 год до 41,6 млн. руб. за 2016 год.

Что же доступно для налогоплательщиков сейчас?

Пока ничего, схожего с сервисом для комплексной оценки будущих контрагентов на предмет их «однодневности», сайт ФНС не содержит.

В сервисе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» представлены набором разрозненные функции по проверке контрагентов, касающиеся разных признаков подозрительности. К примеру, отдельно можно провести проверку, не зарегистрирована ли определенная фирма по адресу массовой регистрации. В отдельном разделе – нет ли у нее долгов по налогам, в другом месте можно узнать, не являются ли руководители организации дисквалифицированными и т.д.


В результате, чтобы проверить контрагента по нескольким показателям, необходимо потратить немало времени, отмечают эксперты.

Из-за того факта, что существующие ныне сервисы по проверке не позволяют оценить все аспекты по деятельности контрагентов, компаниям-налогоплательщикам приходится сталкиваться с тем, что проведенная ими оценка партнеров значительно расходится с оценкой, которую дают налоговики с применением их собственной закрытой системы «СУР АСК НДС» по контролю за оплатой налогов и возмещением НДС.

Как пояснили в ФНС, система работает уже с 2013 года, и дает возможность налоговой по формированию экспертного мнения о налогоплательщике, основываться на наборе параметров, а также оценить вероятность совершения налогоплательщиком налогового правонарушения.

В этой системе накапливается практически вся доступная для ФНС информация, включая регистрационные сведения, итоги финансовой и хозяйственной деятельности, данные об учредителях (руководителях), налоговая история и др. В результате все налогоплательщики распределены на три группы риска, которые названы «Высоким», «Средним» и «Низким». В соответствии с отнесением к этим группам и делаются акценты при проведении налоговых проверок, поясняют в ФНС.

Налогоплательщикам данная система недоступна. Детальная информация об используемой системой базой данных, сегментацией налогоплательщиков, алгоритмах действия и наборах критериев по рискам носит закрытый характер. Это стало вынужденной мерой, направленной на исключение возможностей искусственной адаптации под правила системы недобросовестных налогоплательщиков, прокомментировали в налоговой службе.

Ситуация с оценкой налогоплательщиками контрагентов может быть улучшена и посредством применения таких баз данных, как Сasebook, СПАРК, и т.п., но информация в указанных базах обновляется довольно часто со значительным временным лагом, что способствует не постоянному соответствию с действительностью.

В итоге налогоплательщикам становится все сложнее отстаивать собственные интересы в суде. Налоговики именно в судах стали все чаще выигрывать дела. По данным статистики, в 78% случаев решения налоговых органов о доначислениях остаются в силе. Раннее эта цифра имела значительно меньшее значение. Действительно, картотека арбитражных дел на сайте ФАС РФ насчитывает несколько споров налоговиков с компаниями о доначислениях налогов за 2016 год, где в сотрудниками ФНС использован аргумент о том, что организация числится в реестре фирм-однодневок.

Поможет ли новый сервис избежать претензий?

Участники рынка, по нашей просьбе, проанализировали перспективы применения разрабатываемого в ФНС сервиса.
Эксперты сошлись во мнении, что внедрение новой системы даст возможность компаниям собрать большое количество достоверных сведений о потенциальных контрагентах.
Чтобы не допустить возникновения налоговых претензий, не всегда достаточно запросить только устав контрагента и его выписки. Необходимо подвергнуть проверке и фиксированию полномочий подписанта с его стороны, провести анализ, достаточно ли у контрагента ресурсов для исполнения договорных обязанностей, наблюдать за его деловой репутацией, вести сбор доказательств реальности исполненных сделок.

При этом в каждом случае нужно запрашивать расширенный перечень документов, в которых содержится информация о потенциальных контрагентах, отсутствующая в открытых источниках сведений.

При отсутствии систематизированной базы, в которой содержатся такие сведения, налогоплательщики затрудняются получить перечисленные выше документы или информацию от контрагентов, так, как в законодательстве не содержится указаний на обязанности договорных сторон предоставлять ее. По мнению эксперта, раскрытие такой важной информации смогло бы увеличить уровень защищенности налогоплательщиков, которые выбирают контрагентов.

Также связывается намерение налоговиков по запуску новой системы скоринга с планированием ФНС уже с 25 июля по снятию налоговой тайны с нескольких параметров сведений о налогоплательщиках, в т. ч. с ряда экономических и финансовых показателей.

Эксперт отмечает, что в таком случае будет больший объем публичной информации, в том числе и о том, насколько исправно платятся налоги юридическими лицами. По словам специалиста, налоговой тайной перестанет быть информация, связанная с нарушениями компаниями законодательств о налогах и сборах, о суммах недоимок и задолженностей по пеням, штрафам, если они начислены.  

Сейчас такой информации в сервисе ФНС по проверке налоговой задолженности долгов не имеется. Там лишь можно узнать, есть ли у партнера задолженность по налогам, превышающая 1 тыс. рублей, которая направлена на взыскание судебным приставом, и представляет ли он своевременно налоговую отчетность.

Специалист считает, что создание сервиса нового типа станет одним из оценочных критериев компаний - насколько честно и добросовестно он рассчитывается по налогам, начислены ли ему недоимки и другие показатели.

Вместе с тем эксперт указывает на риски перестраховки в использовании этого сервиса. Он добавляет, что, к примеру, компания может просто испытывать временные финансовые затруднения, и при этом не являться однодневкой, а сведения о недоимке могут возникнуть из-за претензий налоговиков, которые плательщик со временем успешно оспорит.

Участники рынка опасаются того факта, что у налоговиков появится возможность в судах ссылаться на информацию, полученную при помощи нового сервиса, что может укрепить их доказательную базу. Одновременно с этим, компании обретут больше возможностей для отстаивания своих позиций.

Эксперт констатирует, что налогоплательщиком, со своей стороны, возможно выдвижение контраргумента, где он сможет доказать, что проверил по скорингу своего контрагента, однако не было выявлено оснований для сомнения в его благонадежности.
Юристы отмечают, что для полноценной работы нового сервиса необходимо внести поправки в соответственные законодательные документы.

Специалисты отмечают, что до того времени, пока в законах нет требований по проявлению необходимой осмотрительности при выборе контрагентов как необходимого элемента для получения налоговой выгоды, любые публичные сведения о сомнительных контрагентах не имеют совершенно никаких правовых последствий.

Возврат к списку

Отзывы от клиентов

Впервые и только мы !
Подготовили для вас более 250 видео-отзывов
о работе нашей компании

Посмотреть все видео-отзывы

    Оставьте заявку!

    Отправьте заявку для получения подробной информации
    и лучшего ценового предложения.
    Сравните наши условия!
    Ваше имя:
    Ваше e-mail:
    Телефон:

    Либо позвоните сами
    (495) 980-21-52